Раздробили госзакупку капремонта: ФАС может взыскать с подрядчика весь доход по сделкам

Заказчик на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключил c подрядчиком восемь государственных контрактов на капитальный ремонт помещений. При этом на работы была составлена общая проектно-сметная документация, пять первых контрактов подписали в один день.

Антимонопольный орган решил, что такие действия ограничивают конкуренцию, и предписал подрядчику перечислить в бюджет полученные за работу деньги (более 1 млн руб.).

Подрядчик обратился в суд. Одним из доводов о незаконности предписания было то, что вместо него должны были назначить штраф по КоАП РФ.

Административный штраф за антиконкурентное соглашение между госзаказчиком и участником может составить до половины НМЦК. По Закону о защите конкуренции исполнитель такого соглашения может получить предписание перечислить в бюджет полученный по сделке доход. ФАС ранее указывала: если можно рассчитать размер административного штрафа, нарушителя следует наказывать по КоАП РФ.

Ссылка на позицию ведомства не помогла. Суды, отвергли доводы подрядчика и оставили предписание в силе.

Документ: Определение ВС РФ от 05.07.2018 по делу N А34-4692/2017

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Определены «новые» электронные площадки для закупок

Правительство утвердило перечень операторов, на площадках которых можно будет проводить электронные госзакупки и закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ.

В списке 8 операторов, которые работают на площадках:

— Сбербанк-АСТ;

— ЕЭТП;

— РТС-тендер;

— ОСЭТ;

— НЭП;

— Российский аукционный дом;

— ТЭК-торг;

— ЭТП ГПБ.

На АСТ ГОЗ будут проходить закрытые электронные закупки.

Любая из площадок начнет работать по новым правилам только после заключения соглашения с ФАС и Минфином. До этого момента закупки по Закону N 44-ФЗ проходят на ранее отобранных площадках, а закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ не обязательно проводить в электронной форме.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 года N 1447-р (http://static.government.ru/media/files/TwlmfAuR5zE4JNvo35sOMep36EPfn5VW.pdf)

Действует с 12 июля 2018 года

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Правительство утвердило перечень банков, в которых участники госзакупок смогут открыть спецсчета

Участники смогут открыть спецсчет в одной из 18 кредитных организаций.

В список вошли:

— Сбербанк;

— Банк ВТБ;

— Газпромбанк;

— Россельхозбанк;

— Альфа-Банк;

— Московский кредитный банк;

— Банк «ФК Открытие»;

— Райффайзенбанк;

— Росбанк;

— ВБРР;

— Промсвязьбанк;

— Банк «РОССИЯ»;

— Банк «Санкт- Петербург»;

— Совкомбанк;

— РНКБ Банк;

— РосЕвроБанк;

— ОТП Банк;

— ЮниКредит Банк.

Следите за тем, когда банк подпишет соглашения о взаимодействии со всеми операторами электронных площадок. Только после этого можно будет заключить договор спецсчета или допсоглашение об использовании имеющегося счета в качестве специального.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 13 июля 2018 года N 1451-р

(http://static.government.ru/media/files/XvZ0HOumOwBAU8ix2WAx2b1LR8aJa8AH.pdf)

Действует с 13 июля 2018 года

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Нельзя отклонять заявку, если товар только формально не отвечает требованиям госзаказчика

Заказчик хотел приобрести принтеры, одним из требований к которым была возможность использования бумаги определенной плотности. В документации был приведен диапазон значений этого показателя.

Участник закупки указал в заявке расширенный диапазон. Он уточнил, что предлагаемые принтеры смогут работать и с бумагой, характеристики которой заказчик изложил в документации.

Комиссия отклонила заявку участника. Однако ФАС России признала такое решение неправомерным.

Если характеристики товара с лихвой перекрывают требования к нему, значит, этот товар удовлетворяет потребностям заказчика. В таких ситуациях не стоит отклонять заявку.

Документ: Постановление ФАС России от 05.12.2017 N К-2034/16/АК1192-17

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Госзаказчик не может требовать, чтобы участник указывал в котировочной заявке свой ИНН

В форме котировочной заявки заказчик предусмотрел поле для ИНН участника закупки. Ни одна заявка не была отклонена из-за отсутствия этих данных.

Тем не менее контрольный орган и суды признали такое требование нарушением Закона N 44-ФЗ. Запрашивать у участника котировок информацию и документы, которые не предусмотрены Законом N 44-ФЗ, запрещено.

У Минэкономразвития было другое мнение.

Учитывая подход ФАС и судов, заказчику не стоит требовать от участников внести в заявку ИНН.

Документ: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2018 по делу N А59-4604/2017

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Электронные закупки у субъектов МСП по Закону N 223-ФЗ планируют перенести

В третьем чтении принят законопроект, по которому внедрение электронных закупок у субъектов СМСП отложат до начала функционирования электронных площадок.

Площадки должны заработать до 1 октября. Согласно дополнительным требованиям к площадкам проводить на них закупки у СМСП можно будет после заключения соглашения о функционировании между оператором и уполномоченными органами, а это должно произойти не позднее указанной даты.

Документы: Проект Федерального закона N 381746-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/381746-7)

Принят в третьем чтении

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 657 (вступает в силу 1 июля 2018 года)

Далее

«Новые» электронные площадки для госзакупок планируют запустить до 1 октября

Правительство утвердило единые требования к ЭТП. Каждая новая электронная площадка начнет работать только после заключения соглашения о функционировании.

Полагаем, не следует ждать, что новые ЭТП заработают в ближайшие месяцы. Минфин и ФАС России должны обеспечить заключение таких соглашений до 1 октября 2018 года.

Препятствием для старта 1 июля электронных закупок это не станет. Заказчики смогут провести их на «старых» площадках.

Документы: Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 (вступает в силу с 1 июля 2018 года в части рассмотренных положений)

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Обжаловать документацию закупки по Закону N 223-ФЗ можно, только подав заявку

Заявитель пожаловался в антимонопольный орган на документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ. При этом он не подавал заявку на участие в закупке и не запрашивал разъяснений положений документации. Управление ФАС признало жалобу необоснованной. Заявитель оспорил это решение в суде.

Суд решил, что обжаловать положения документации может только тот, кто подавал заявку на участие в закупке. Остальные могут жаловаться лишь на нарушения, допущенные при размещении информации о проведении закупки, а также на то, что не соблюден порядок подачи заявок, организации и проведения закупки.

Вывод стоит учитывать, несмотря на то, что положения Закона N 223-ФЗ об обжаловании участниками действий заказчика и других лиц претерпели изменения. Ведь порядок рассмотрения жалоб все так же регламентируется Законом о защите конкуренции.

Если вы хотите участвовать в закупке, но видите нарушения в документации, то целесообразно подать заявку и только потом жалобу. Контрольные органы и суды должны видеть вашу заинтересованность, чтобы сделать вывод о нарушении прав.

Документ: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.2018 по делу N А79-10042/2017

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Минфин рассказал, каким будет обеспечение заявки при закупках с НМЦК свыше 1 млн и до 5 млн рублей

Ведомство считает, что с 1 июля обеспечение заявки для такого конкурса или аукциона лучше устанавливать в размере 0,5-1% НМЦК.

Напомним, с указанной даты вступят в силу новые правила об обеспечении заявок. Оно потребуется, если НМЦК превысит 1 млн руб. При этом в Законе N 44-ФЗ его размеры определены только для закупок с НМЦК более 5 млн руб.

Подготавливая документацию и извещение, не забудьте и об исключении: нельзя будет требовать обеспечение от казенных учреждений.

Документы: Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

У автономных учреждений стало больше возможностей передать имущество исполнителям по Закону N 223-ФЗ

С 4 июня в документации об аукционе или конкурсе по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть передачу исполнителю во владение или пользование государственного или муниципального имущества, принадлежащего учреждению. Исполнитель должен использовать имущество только для выполнения своих обязательств по договору, заключенному в результате закупки. Срок владения или пользования не может превышать срок исполнения договора. Проводить торгина право пользования имуществом в такой ситуации не требуется.

До этого момента заказчикам приходилось учитывать ряд ограничений для передачи имущества без торгов, например по площади части помещения, срокуиспользования имущества.

Напомним, что ранее аналогичная возможность была доступна только при закупках по Закону N 44-ФЗ. ФАС России отрицала возможность его применения к договорам, заключенным по Закону N 223-ФЗ.

Документ: Федеральный закон от 04.06.2018 N 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Источник: © 1997-2018 ЗАО КонсультантПлюс

Далее