ФАС напомнила: заказчики по 223-ФЗ не могут требовать от участников данные о цепочке собственников

Такое требование, включая запрос информации о бенефициарах, нарушает Закон N 223-ФЗ. Оно не влияет на исполнение договорных обязательств и не подтверждает их надлежащее выполнение.

Сходное мнение антимонопольный орган высказывал и ранее.

Если положение о закупке позволяет устанавливать указанное требование, рекомендуем заказчикам изменить документ. В случае если такое требование есть в документации, антимонопольный орган вправе вынести предписание о ее изменении.

Документ: Решение ФАС России от 04.07.2017 N 223ФЗ-617/17

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Минфин и ФАС указали, кто и когда может проверить госзаказчика при проведении электронного аукциона

С момента размещения в ЕИС извещения о закупке и до заключения контракта проверить заказчика может только антимонопольный орган, подчеркнули ведомства.

За рамками этого периода проверять могут региональные и муниципальные контрольные органы в сфере закупок. Проверка может касаться и тех действий, которые заказчик совершал во время электронного аукциона.

Документ: Письмо Минфина России N 24-04-06/55025, ФАС России N РП/59080/17 от 25.08.2017 (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/news/#)

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Штрафы и пени за нарушение госконтрактов скоро придется платить по-новому

С 9 сентября начнут действовать новые правила об ответственности по госконтрактам, а прежние утратят силу.

Нововведения будут применяться к закупкам, извещения о проведении которых разместят в ЕИС после указанной даты. Заказчикам надо это учесть при подготовке проектов контрактов. Действующие контракты продолжат подчиняться старым правилам.

Основное новшество состоит в том, что пени для поставщиков не нужно будет рассчитывать по специальной формуле. На смену ей придет простое правило: за каждый день просрочки пени будут начисляться в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. При этом она должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему исполненных обязательств.

Среди других заметных изменений можно выделить следующие:

— если в контракте есть этапы исполнения, штраф поставщику начисляется исходя из цены этапа, а не из цены всего контракта;

— СМП и СОНКО будут платить штрафы в меньшем размере, чем остальные поставщики. Это правило справедливо для закупок, проводимых только среди этих субъектов;

— для победителя закупки, который предложил наиболее высокую цену за право заключить контракт, предусмотрены особые положения. Штраф для него будет рассчитываться от НМЦК;

— общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не сможет превышать цену контракта.

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (вступает в силу 9 сентября 2017 года)

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

ФАС пояснила, когда госзаказчик не может отклонить аукционную заявку

В уставе участника может не быть вида экономической деятельности, который соответствует объекту закупки. По мнению ведомства, только из-за отсутствия такого вида деятельности в уставе отклонить заявку нельзя.

Полагаем, подход антимонопольного органа применим и при проведении конкурса.

За неправомерное отклонение заявки должностных лиц заказчика могут оштрафовать. Размер штрафа составляет 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб.

Документ: Решение ФАС России от 22.05.2017 N КГОЗ-131/17

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Участник не обязан состоять в СРО, если цена госконтракта на капремонт стала ниже 3 млн руб.

Подход применим, если НМЦК была выше 3 млн руб., а участник электронного аукциона предложил меньшую цену. Так считает Пермское УФАС.

Данный вывод следует из положений Градостроительного кодекса РФ.

Госзаказчикам с учетом подхода УФАС не стоит отклонять заявку участника из-за того, что он не состоит в СРО.

Документ: Решение Пермского УФАС России от 08.08.2017 по жалобе N 012159

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Правительство изменило требования к участникам конкурсов по 44-ФЗ на поставку продуктов питания

С 16 августа госзаказчикам нужно по-новому формулировать требования к участникам закупки. Если конкурс объявят до этой даты, изменения в документацию вносить не потребуется.

Поправки касаются конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг в сфере общественного питания или на поставку пищевых продуктов, либо и того, и другого.

Участник такой закупки для подтверждения опыта должен будет представить копии следующих документов:

— исполненного контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ;

— документа о приемке.

Сведения о контракте должны быть в реестре контрактов, а о договоре — в реестре договоров.

Документ: Постановление Правительства РФ от 04.08.2017 N 937 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708080018)

Вступает в силу 16 августа 2017 года

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Минфин против уступки третьим лицам любых требований исполнителей к госзаказчику

Ведомство, как и ранее, продолжает считать, что личность поставщика имеет существенное значение для заказчика. Уступка требований по контрактам противоречит бюджетному законодательству. Нельзя передавать даже право требования по возмещению судебных расходов.

Интересно, что Минфин ссылается на прошлогодние отказные определения ВС РФ. При этом сам Верховный суд в обзоре судебной практики 2017 года высказал несколько иное мнение. Он допустил уступку права требования к госзаказчику об исполнении денежного обязательства.

Участникам, которые уступят право денежного требования к заказчику, с учетом подхода Минфина придется отстаивать позицию в суде. Заказчикам же, столкнувшимся с подобной уступкой, не стоит спешить и отказывать новому кредитору в выплате. Прежде нужно оценить перспективы судебного спора.

Документ: Письмо Минфина России от 21.07.2017 N 09-04-04/46799

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

При госзакупке работ по созданию проектно-сметной документации надо требовать выписку из реестра СРО

Такое мнение высказало Новосибирское УФАС.

Вместо выписки заказчик может потребовать ее копию. Если в аукционной документации нет таких требований, это может быть признано нарушением. Штраф для должностного лица в таком случае составит 3 тыс. руб.

Полагаем, аналогичное требование заказчик должен установить и при закупке работ по капремонту, если НМЦК выше 3 млн руб.

Документ: Решение Новосибирского УФАС России от 13.07.2017 N 08-01-279

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

Суд округа напомнил: заказчики по 223-ФЗ могут требовать поставки товара конкретных производителей

Закон N 223-ФЗ не запрещает указывать в документации наименование производителя товара, подчеркнул АС Западно-Сибирского округа.

В рассмотренной ситуации заказчик предложил поставщикам на выбор двух производителей. Это было обусловлено потребностями заказчика и допускалось положением о закупке.

Кассационные суды нередко приходят к подобному выводу. На уровне апелляции же высказывалось мнение, что требовать поставки товара конкретного производителя можно, только если предмет закупки уникален.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.07.2017 по делу N А75-13243/2016

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее

У заказчиков может появиться возможность проводить больше закупок без оглядки на 223-ФЗ

По проекту Закон N 223-ФЗ не нужно будет применять в следующих случаях:

— если заключаются сделки с недвижимостью. Исключение — аренда или купля-продажа воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов;

— приобретаются финансовые услуги, к примеру берется кредит;

— осуществляются закупки у юрлиц, взаимозависимых с заказчиком. Перечень таких лиц определяется в положении о закупке и должен обосновывать включение в него каждой компании в соответствии с НК РФ.

Сейчас уже есть перечень случаев, когда заказчик не применяет 223-ФЗ. Среди них — купля-продажа ценных бумаг, приобретение биржевых товаров на товарной бирже.

Документ: Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=68423)

Публичное обсуждение завершается 28 августа 2017 года

Источник: © 1997-2017 ЗАО КонсультантПлюс

Далее